МАЙ - ТРАВЕНЬ.
21 мая (8 мая по старому стилю) Иван Богослов. Арсений Пшеничник."На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу". "На Арсеньев день - засевай пшеницу". Примечали: "День с дождями - гриб пойдет полками". Сей пшеницу когда зацветёт черёмуха. Посев В степных местах с этого дня начинаются ранние посевы пшеницы, а в Костромской губернии еще только оканчивают паханием под пшеницу. Зажиточные поселяне на этот день пекли обетные пироги и угощаля ими бедных соседей и прохожих людей. Старики для встречи прохожего человека выхаживали на большие дороги и перекрестки. Худая примета западала на сердце старика, когда он возвращался назад с пирогом; с отчаянием встречали его все домочадцы. До обетного пирога никто не касался: его отдавали птицам на съедение. Замечательны и слова тоскующего старика над обетным пирогом: «Прогневил я господа создателя при старости лет; не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить мне горемычного, при истоме усладить мне старого старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб приниматься!» Так крепко блюлись заветные обычаи нашей родной старины.
22 мая (9 мая по старому стилю) Николин день. Никола Вешний, Никола Теплый. Один из почитаемых на Руси праздников. Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая. (17 февраля отмечается также Никола студеный - в память Николая Исповедника, игумена Студийского). Никола Чудотворец - заступник и покровитель русского народа. "Нет за мужика поборника - супротив Николы". "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Оба Николы - и Зимний (19 декабря), и Вешний - погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Николай Зимний - с морозом". "Пришел бы Никола - а тепло будет". Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся. Дождь на Николу почитается как великая Божья милость. На Николу - вешнего предназначалось картофель садить: "Картофель посади, дня не упусти." А еще верят крестьяне: "Попроси Николу, а он Спасу скажет". Так что слыл Никола еще и заступником доли крестьянской. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих. Ярило Мокрый, Троян (Праздник славян) Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье. О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной. После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Приметы Наши наблюдательные поселяне сохранили свои приметы об этом дне в поговорках: «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит. — Егорий с ношей, а Никола с возом. — Никола вешний с теплом. — До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи. — Прошел бы Николин день, а то будет тепло. — Городи городьбу после Николина дня. — Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой. — Велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождичком». В замосковных селениях с этого дня выгоняют лошадей на ночнину. Для этого вечера из каждого семейства снаряжаются холостые ребята и всем селом провожают их до поля. Для этого дня пекутся пироги с гречневой кашей. Ребята всю ночь проводят в играх. В белорусских селениях бывает на этот день праздник конюхов. Конюхи с подарками и пирогами, после угощений, едут на ночлег с лошадьми и целую ночь проводят в гулянии.
23 мая (10 мая по старому стилю) Симонов день. Симон Зилот. В этот день ищут клады и верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот.
На христианской Руси апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зеленым покровом земли. По его воле растут разные травы: целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные.
В день памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню – пахота в Симонов день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.
Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. И в Симонов день селяне впервые выходили собирать лекарственные травы. Говорили: «На Зилота собирай зелье у болота». Знатоки копали молодые целебные коренья, запасались древесной корой, соцветьями с разных деревьев и кустарников. В каждой семье запасали впрок испытанные и надежные средства от разных недугов и немочей, добытые в окрестных лугах и лесах. Иные собирали и «приворотное» зелье или зелье от мышей и другой нечисти, заводившейся в крестьянских жилищах.
Симон был щедрым «распорядителем» в земном зеленом царстве и добрым «заботником» о здравии и благополучии крестьянина.
В селениях Смоленской и белорусских губерниях сеят на этот день пшеницу. Тамошние поселяне говорят: «Кто сеет пшеницу на день св. Симона Зилота, у того родится пшеница аки золото».
24 мая (11 мая по старому стилю) Мокей, Мокий Мокрый. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. Коль багряный восход, а днем дождь - лето мокрое и грозовое придет. Если восход солнца был багровым, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето. Замечания В селениях Костромской губернии «замечают, если этот день будет мокрый, то и все лето будет мокрое. В Тульской губернии, по замечаниям поселян, случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето. Там же замечают: если солнце посходит в этот день на красном небе, то ожидают лета грозного и пожарного.
25 мая (12 мая по старому стилю) День Епифана. Рябиновка. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное. Зацветает рябина – к пожарному лету. Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — к окончанию заморозков. Цветы белых кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это грозило гибелью всего домашнего скота. Кувшинку наши предки называли "одолень— травой". Название это, как считается, произошло от слова "одолевать". Считалось, что водяные лилии могут одолевать нечистую силу и недуги. "Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном травнике: — тот вельми талант себе обрящет". Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала найти путь к дому из леса. Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине и просили ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот день утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много пожаров.[
26 мая (13 мая по старому стилю) Лукерья Комарница. Появляются комары вместе с теплым ветром. Много комаров – к хорошему овсу, а нет комаров – овса и трав не будет. Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22 июня убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после летнего солнцестояния — комариное племя на дюжину убавиться. Начинается сбор лекарственных трав. На Лукерью часто летают стрижи и ласточки - к теплу. Комарницы В Рязанской губернии в этот день, говорят поселяне, появляются комары вместе с теплым ветром. Этот день у них известен под именем комарницы. Наши поселяне думают, что комары пред осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь, где всего урожается вдоволь на все души. В Москве на этот день, в старину, было гулянье на Девичьем поле.
27 мая (14 мая по старому стилю) Сидор Огуречник. Сидор Бокогрей. Прилетание Птиц. Сидор с ветрами. До этого дня по земле ещё заморозки ходили, но пришла им пора – отступить. На Сидора холодно – всё лето такое. В этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. Ранние ласточки - к счастливогму году. С этого дня прекращаются северные ветры. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а вот если день холодный да ветреный, то и огурцов не жди. Прилет птиц В Тульской и других смежных губерниях утверждают поселяне, что на этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. В селениях: Московской, Ярославской и Костромской губерний полагают, что с этого дня прекращаются северные ветры. Там говорят: «На день св. Исидора отойдут все сиверы», или: «Как пройдет Исидоров день, так пройдут и сиверы».
28 мая (15 мая по старому стилю) Пахомий теплый. Пахом Бокогрей. В народе святой Пахом известен под именем Теплого, Бокогрея, так как с этого дня начинается настоящее летне - весеннее тепло. "Пришел Пахом - запахло теплом". На Пахома тепло - все лето теплое. Поздний посев овса и пшеницы. Овес пускается в рост. "На Пахомия Травника и пустырь зелен". Пахом - бокогрей — досевай пшеницу скорей. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями. В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадет. Западный ветер под низкими облаками — пора сеять ярицу. Если мотыльки низко летают, урожай ярицы. На Пахома сеют ячмень. Можжевельник зацветет - пора ячмень сеять. Ячмень сеют, пока цветет калина.[
30 мая (17 мая по старому стилю) Евдокия Свистунья. Ондрон. Ондрон с дождём. В этот день окучивали картошку. Просят, чтобы открыл сторож Ондрон небесные ворота и пролились дожди на зерно, что в землю легло. Какова Евдокия - таково лето. На Евдокию - свистунью ветры свистят. Народившаяся в дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, а если еще дует севернй ветер - к холодному лету.
31 мая (18 мая по старому стилю) Федот Овсяник. Семь дев (Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия). Сев Овса."Пришел Федот - земля за свой род". "Семь дев сеют лен". Наступление тепла. Последний дуб лист развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой. Приметы По медленному развертыванию дубовых листов в Тульской губернии замечают о будущем урожае ярового хлеба. Там говорят: «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо. — На дубу лист в пятак, быть яровому так. — Коли на день св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой. — Не сей пшеницу прежде дубового листа». Поселяне на этот день, увидевши совершенно развернутый дуб, предполагают, что земля принялась за свой род.
22 мая (9 мая по старому стилю) Николин день. Никола Вешний, Никола Теплый. Один из почитаемых на Руси праздников. Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая. (17 февраля отмечается также Никола студеный - в память Николая Исповедника, игумена Студийского). Никола Чудотворец - заступник и покровитель русского народа. "Нет за мужика поборника - супротив Николы". "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Оба Николы - и Зимний (19 декабря), и Вешний - погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Николай Зимний - с морозом". "Пришел бы Никола - а тепло будет". Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся. Дождь на Николу почитается как великая Божья милость. На Николу - вешнего предназначалось картофель садить: "Картофель посади, дня не упусти." А еще верят крестьяне: "Попроси Николу, а он Спасу скажет". Так что слыл Никола еще и заступником доли крестьянской. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих. Ярило Мокрый, Троян (Праздник славян) Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье. О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной. После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Приметы Наши наблюдательные поселяне сохранили свои приметы об этом дне в поговорках: «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит. — Егорий с ношей, а Никола с возом. — Никола вешний с теплом. — До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи. — Прошел бы Николин день, а то будет тепло. — Городи городьбу после Николина дня. — Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой. — Велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождичком». В замосковных селениях с этого дня выгоняют лошадей на ночнину. Для этого вечера из каждого семейства снаряжаются холостые ребята и всем селом провожают их до поля. Для этого дня пекутся пироги с гречневой кашей. Ребята всю ночь проводят в играх. В белорусских селениях бывает на этот день праздник конюхов. Конюхи с подарками и пирогами, после угощений, едут на ночлег с лошадьми и целую ночь проводят в гулянии.
23 мая (10 мая по старому стилю) Симонов день. Симон Зилот. В этот день ищут клады и верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот.
На христианской Руси апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зеленым покровом земли. По его воле растут разные травы: целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные.
В день памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню – пахота в Симонов день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.
Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. И в Симонов день селяне впервые выходили собирать лекарственные травы. Говорили: «На Зилота собирай зелье у болота». Знатоки копали молодые целебные коренья, запасались древесной корой, соцветьями с разных деревьев и кустарников. В каждой семье запасали впрок испытанные и надежные средства от разных недугов и немочей, добытые в окрестных лугах и лесах. Иные собирали и «приворотное» зелье или зелье от мышей и другой нечисти, заводившейся в крестьянских жилищах.
Симон был щедрым «распорядителем» в земном зеленом царстве и добрым «заботником» о здравии и благополучии крестьянина.
В селениях Смоленской и белорусских губерниях сеят на этот день пшеницу. Тамошние поселяне говорят: «Кто сеет пшеницу на день св. Симона Зилота, у того родится пшеница аки золото».
24 мая (11 мая по старому стилю) Мокей, Мокий Мокрый. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. Коль багряный восход, а днем дождь - лето мокрое и грозовое придет. Если восход солнца был багровым, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето. Замечания В селениях Костромской губернии «замечают, если этот день будет мокрый, то и все лето будет мокрое. В Тульской губернии, по замечаниям поселян, случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето. Там же замечают: если солнце посходит в этот день на красном небе, то ожидают лета грозного и пожарного.
25 мая (12 мая по старому стилю) День Епифана. Рябиновка. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное. Зацветает рябина – к пожарному лету. Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — к окончанию заморозков. Цветы белых кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это грозило гибелью всего домашнего скота. Кувшинку наши предки называли "одолень— травой". Название это, как считается, произошло от слова "одолевать". Считалось, что водяные лилии могут одолевать нечистую силу и недуги. "Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном травнике: — тот вельми талант себе обрящет". Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала найти путь к дому из леса. Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине и просили ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот день утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много пожаров.[
26 мая (13 мая по старому стилю) Лукерья Комарница. Появляются комары вместе с теплым ветром. Много комаров – к хорошему овсу, а нет комаров – овса и трав не будет. Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22 июня убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после летнего солнцестояния — комариное племя на дюжину убавиться. Начинается сбор лекарственных трав. На Лукерью часто летают стрижи и ласточки - к теплу. Комарницы В Рязанской губернии в этот день, говорят поселяне, появляются комары вместе с теплым ветром. Этот день у них известен под именем комарницы. Наши поселяне думают, что комары пред осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь, где всего урожается вдоволь на все души. В Москве на этот день, в старину, было гулянье на Девичьем поле.
27 мая (14 мая по старому стилю) Сидор Огуречник. Сидор Бокогрей. Прилетание Птиц. Сидор с ветрами. До этого дня по земле ещё заморозки ходили, но пришла им пора – отступить. На Сидора холодно – всё лето такое. В этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. Ранние ласточки - к счастливогму году. С этого дня прекращаются северные ветры. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а вот если день холодный да ветреный, то и огурцов не жди. Прилет птиц В Тульской и других смежных губерниях утверждают поселяне, что на этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. В селениях: Московской, Ярославской и Костромской губерний полагают, что с этого дня прекращаются северные ветры. Там говорят: «На день св. Исидора отойдут все сиверы», или: «Как пройдет Исидоров день, так пройдут и сиверы».
28 мая (15 мая по старому стилю) Пахомий теплый. Пахом Бокогрей. В народе святой Пахом известен под именем Теплого, Бокогрея, так как с этого дня начинается настоящее летне - весеннее тепло. "Пришел Пахом - запахло теплом". На Пахома тепло - все лето теплое. Поздний посев овса и пшеницы. Овес пускается в рост. "На Пахомия Травника и пустырь зелен". Пахом - бокогрей — досевай пшеницу скорей. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями. В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадет. Западный ветер под низкими облаками — пора сеять ярицу. Если мотыльки низко летают, урожай ярицы. На Пахома сеют ячмень. Можжевельник зацветет - пора ячмень сеять. Ячмень сеют, пока цветет калина.[
30 мая (17 мая по старому стилю) Евдокия Свистунья. Ондрон. Ондрон с дождём. В этот день окучивали картошку. Просят, чтобы открыл сторож Ондрон небесные ворота и пролились дожди на зерно, что в землю легло. Какова Евдокия - таково лето. На Евдокию - свистунью ветры свистят. Народившаяся в дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, а если еще дует севернй ветер - к холодному лету.
31 мая (18 мая по старому стилю) Федот Овсяник. Семь дев (Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия). Сев Овса."Пришел Федот - земля за свой род". "Семь дев сеют лен". Наступление тепла. Последний дуб лист развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой. Приметы По медленному развертыванию дубовых листов в Тульской губернии замечают о будущем урожае ярового хлеба. Там говорят: «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо. — На дубу лист в пятак, быть яровому так. — Коли на день св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой. — Не сей пшеницу прежде дубового листа». Поселяне на этот день, увидевши совершенно развернутый дуб, предполагают, что земля принялась за свой род.